Диссидентские размышлизмы

 (283x373, 104Kb)
…Что-то вдруг мне вообще расхотелось писать о религии, как это я неосторожно пообещал в прошлый раз. С одной стороны, не хочется, - прошу прощения за клише, - «задевать чувства верующих», с другой, - не хочется вилять. Постараюсь, если получится, сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.
Мне кажется, с религией случилось примерно то же, что и с изобретением динамита. Динамит изначально был придуман с целью облегчения разного рода геологических работ, вроде работ по углублению дна, расширения русла рек, прокладки тоннелей, и так далее. Но смышленые люди незамедлительно нашли этому изобретению более широкое применение, сообразив, что динамит – это чрезвычайно эффективное средство воздействия на строптивых оппонентов, когда все прочие средства убеждения оказываются малоэффективными.
Нечто подобное, то-есть, «Задумано было вот так, а получилось вот эдак», - произошло и с религией.

Изначально все было задумано вроде очень даже здорово, - подарить человечеству некие абсолютные ценности, вечные истины, - дабы людям было чем руководствоваться в повседневной жизни. Но при этом как-то не дошло, то ли - до людей, то ли – до богов, что любые истины на земле, увы, будут интерпретировать не боги, а сами люди…а люди всегда и во всем остаются людьми. Творцы религии не сообразили, что их замечательные божественные идеи могут при случае начать работать, как ракеты, начиненные динамитом. Если, конечно, эти замечательные идеи соответствующим образом интерпретировать.
Не буду касаться здесь интровертных религий, типа буддизма и подобных ему, основанных на приоритете, или верховенстве человеческого начала в человеке. Эти религии, полагающие, что силы вне человека являются вторичными, никогда погоды в мире не делали, сегодня - тем более.
Погоду делали и делают экстравертные религии, основанные как раз на утверждении приоритета внешних сил, стоящих над человеком. Эти религии гораздо агрессивней и несравнимо влиятельнее. При этом совершенно не принципиально, являются ли эти внешние силы небесными, или земными. Главное, такая религия должна привить человеку мысль, что всегда есть нечто внешнее, стоящее над ним и определяющее качество его жизни и его судьбы. Человек может только как-то сотрудничать с этими силами, всегда оставаясь лишь пешкой в игре этих высших сил. К таким религиям относятся: христианство, ислам, коммунизм, социализм, ну и ряд других измов.
Я как-то пытался понять, что же объединяет, так сказать, в единую семью такие, вроде бы несовместимые друг с другом религии из приведенного перечня, и насчитал не менее семи-восьми характерных особенностей, присущих экстровертным религиям, а в какой-то степени, - и интровертным. Вот – самые характерные из них:
1. Религия основана не на опыте, а на голой вере; это всегда – концепция, которая не имеет достаточно убедительного подтверждения на практике.
2. Вместе с тем, она претендует на точное знание рецептов того, как людям надлежит себя вести. Послушным последователям религии обещается счастливая беззаботная жизнь в некотором неопределенном будущем, обычно – на небесах. А то - даже и на земле (вспомним Хрущева с его заявлением: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме…»
3. Любая религия претендует на то, что именно она, единственная, в отличие от всех прочих, является самой истинной на земле и только она одна может обеспечить людям ту комфортную жизнь, о которой они мечтают.
4. Требует безоговорочного следования указаниям соответствующих верховных жрецов. Здесь, как и в ГУЛАГЕ, шаг влево, шаг вправо от верховных руководящих указаний считается подлым побегом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
5. Постоянно выискивает в своих рядах еретиков –диссидентов и либо сжигает их на кострах, либо уничтожает в какой-нибудь очередной день Святого Варфоломея, либо, в самом лучшем случае, - отправляет в соответствующий ГУЛАГ.
6. Требует от своих подопечных безусловного почитания установленных священнейших атрибутов, каковыми могут быть, в том числе, и святейшие мощи в мавзолее Ленина…
7. Требует публичной демонстрации верноподданейших чувств в виде, например, обязательного присутствия на официальных сборищах, - христианских молебнах, мусульманских намазах, демонстрациях, или коммунистических партсобраниях.
8. Делает все возможное и невозможное, чтобы стать государственной религией страны, а если получится, то и мировой религией.
Мне могут возразить, что христианство в этот список я включил совершенно напрасно, ибо сегодня христианство – совсем иное, чем прежде, скажем, во времена инквизиции. Его невозможно даже сравнить с сегодняшними религиозными ветрами, дующими с Востока.
Это так…
Но как говорил один мой друг, правда, совершенно по другому поводу:
- Да, всегда есть некая разница между молодым жеребцом и старым мерином; но вышли-то они из одного и того же стойла…
На этом я и остановлюсь

 (470x314, 155Kb)