Детские неудачи. Как помочь ребенку?

 (240x178, 16Kb)
Есть очень простой вопрос, который родители и педагоги крайне редко задают себе. Он касается педагогической деятельности: «Что в моей работе помогает обучению ребенка, а что препятствует?» Причины того, что мы редко задаем себе этот вопрос две. Первая - в нашей уверенности в собственной правоте. Вторая - в том, что содержание учебного процесса кажется нам важнее самого процесса обучения.

Как только я начинаю задумываться над тем, что я делаю для того, чтобы мой сын (ему 6 лет) лучше писал прописи или более складно читал, я сталкиваюсь с тем, что, помимо пользы, мое поведение несет еще и вред.

Так как успехи сына в чтении и письме я оцениваю как свои собственные успехи, то его неудачи беспокоят, волнуют и раздражают меня. А ребенок начинает себя воспринимать как причину моих волнений и беспокойств.

На самом деле, причиной неуспеха ребенка является вовсе не недостаток усердия и внимательности, а его стратегия решения проблем. Понятно, что говорить о стратегии решения проблем для 6 летнего малыша или пятиклассника или старшеклассника может показаться нелепым, но, тем ни менее, ели Ваш ребенок уже чему-то учится (хотя бы, садиться на горшок или надевать ботинки), то у него уже есть стратегия обучения и стратегия решения проблем, которые при этом возникают. Источником такой ошибочной стратегии является роль, которую берут на себя окружающие дети, родители, учителя, другие наблюдатели. Роль «командиров», «судей», «всезнаек» и «всеумеек». Мы сами, а не математика, правописание, чтение и маленькие дырки для шнурков являемся проблемой, в борьбе с которой, дети изобретают стратегии.

Вместо того чтобы решать внутреннюю задачу: «как же запихнуть шнурок в дырку», или «как же закорючить эту закорючку», или «что же взять за Х в этой хадаче», ребенок решает задачу – «как избежать боли, унижения, оскорбления, оценки, как сохранить хрупкую самооценку».

Как же нужно выстраивать процесс обучения, чтобы ни я сам, ни одноклассники, ни друзья, ни другие родственники не воспринимались ребенком, как опасность, как препятствие? Как же выстроить взаимоотношения так, чтобы ребенок, так же жадно как в раннем детстве, потянулся к познанию окружающей действительности?

Каждый раз, когда ребенок что-то делает, вернее, каждый раз, когда Вы сталкиваетесь с результатами деятельности ребенка (эмоциональной или предметной), Вы, как воспитатель, можете отреагировать двумя способами:

1. Выразить свое отношение, свою оценку (мне понравилось, это ужасно, ты молодец, ты меня расстроил).

2. описать увиденный результат (у тебя тут очень ровные закорючки, а вот эти загогулины кривоваты, ты очень вежливо поздоровался и забыл попрощаться).

Первый способ - реактивный, второй - описательный.

Вслед за Шалвой Амонашвили я выбрал для себя описательную реакцию на деятельность сына, да и других детей, взамен оценочной. И произошло маленькое чудо! 🙂 Сын начал сам писать прописи и сам читать, да и в других аспектах пробовать себя как изучающего. Не как ученика, а как изучающего, познающего. Причем он по прежнему избегает это делать с некоторыми другими взрослыми, часто боится этого в детском саду (часто, но не всегда), а вот в среде, где нет оценок (дома они просто запрещены), он чувствует себя достаточно комфортно и безопасно.

Нет. Он не стал писать идеально, читает, по-прежнему, неважнецки… То есть, не в соответствии с моими ожиданиями… но кто сказал, что он пришел в этот мир для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям? Может он пришел в этот мир для того, чтобы быть счастливым? http://dlunev.ru/blogs/286342863

С уважением и любовью к детям, Денис Лунев